Наука для школьников
Новосибирские школьники посетили научные лаборатории Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН

Новосибирские школьники посетили научные лаборатории Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН

В ходе экскурсии в рамках инициативы «Наука рядом» Десятилетия науки и технологий в России учащиеся новосибирской гимназии № 3 узнали о новейших научных разработках Института.

В лаборатории химии нуклеиновых кислот школьникам рассказали о фрагментах нуклеиновых кислот – олигонуклеотидах, которые способны воздействовать на определенные мишени в органах и тканях. Понимание механизма возникновения заболеваний, в который вовлечены нуклеиновые кислоты, дает возможность сконструировать лекарство, которое позволяет восполнить недостающую функцию или блокировать патологию.

Идею использования олигонуклеотидов для направленного воздействия на гены впервые выдвинули в лаборатории природных полимеров Дмитрия Георгиевича Кнорре, на основе которой был создан Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, которому в 2024 году исполняется 40 лет. Именно в Новосибирске были сконструированы первые ген-направленные препараты, позволяющие избирательно инактивировать вирусные и некоторые клеточные РНК.

Одним из направлений работы ИХБФМ СО РАН является разработка препаратов, направленных на лечение онкологических заболеваний. Чтобы понять, как действует то или иное средство химио- или вирусной терапии, необходимо изучить опухолевые ткани до и после введения препарата. В экспериментах используются модельные животные.

В группе микроскопических исследований ученые рассказали школьникам о том, как подготавливаются к изучению образцы опухолевой ткани, зачем их обезвоживают и заливают в парафиновые блоки и что дает селективное окрашивание. Ребята увидели, как выглядят под микроскопом увеличенные в сто тысяч раз шипики вирусов и хвост бактериофага, рассмотрели поперечный срез хвоста крысы, ткани которого окрашены в разные цвета.

В лаборатории структурной биологии девятиклассникам рассказали о том, как ученые исследуют функции и биохимические свойства биополимеров, нуклеиновых кислот и белков. Используя методы компьютерного моделирования, ученые решают разные задачи. Так, например, в рамках сотрудничества с одной из российских компаний изучается структура рецептора сладкого вкуса человека и его взаимодействие с различными белками. Ребята узнали о существовании белка браззеина, который в 2000 раз слаще, чем молекула сахара. Браззеин выделен из плодов африканского растения, не содержащего сахар, но имеющего сладкий вкус. Полученные данные помогут найти новые заменители сахара, не имеющие побочных эффектов.

О значении белков в живых организмах, размере генома человека, истории его изучения школьникам рассказал Владимир Коваль, исполняющий обязанности директора Института, руководитель Объединенного Центра геномных, протеомных и метаболомных исследований. Ученый продемонстрировал, как происходит расшифровка генома, с помощью чего ДНК разделяются на нити по размеру и многое другое.

Ребята увидели различное оборудование, в том числе приобретенное благодаря гранту по обновлению приборной базы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Школьники узнали, как работают и какие задачи позволяют решить атомно-силовой, световой и электронный микроскопы, ДНК-синтезаторы, спектрофотометр, спектрополяриметр, изотермический титрационный калориметр, хроматографы, секвенаторы и масс-спектрометры.

Информация и фото: пресс-служба ИХБФМ СО РАН